Есина Галина Михайловна воспитатель разновозрастной группы "К" (Гномики) детский сад №9 (корпус №2) город Нижний Ломов
Доклад на тему: «Роль воспитателя в создании условий для саморазвития ребёнка в процессе игровой и проектной деятельности»«Роль воспитателя в создании условий для саморазвития ребёнка в процессе игровой и проектной деятельности»
Слайд № 1 название, кто подготовил 1 января 2016 года в дошкольных учреждениях нашей страны закончился переходный период на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования педагогам дошкольных учреждений одной из первых задач ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности. Необходимо обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям, поддержки их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; поддержки инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: 1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; 2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.). Слайд №2 группа «Гномики» Практика показывает, что наличие знаний само по себе не определяет успешность дальнейшего обучения детей в школе, гораздо важнее для нас научить ребенка уже в детском саду самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе Федерального государственного образовательного стандарта. Обучая деятельности в воспитательном смысле мы делаем учение мотивированным, учим ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогаем детям сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки - это задача современного воспитателя. Готовя детей к школе, мы формируем у дошкольника качества, необходимые для овладения учебной деятельностью, — любознательность, инициативность, самостоятельность, произвольность, творческого самовыражения ребёнка. Слайд №3 «Дружная семейка» Воспитателю важно поддерживать ребёнка и развивать его способности к активной познавательной деятельности, умению слушать, рассуждать, отвечать на вопросы воспитателя. Воспитатель перестает быть единственным носителем знания, а выполняет роль проводника в мире информации, эксперта, руководителя проектной деятельности. Задача воспитателя не просто формировать или развивать необходимые качества. но и взаимодействовать со средой, в которой растет ребенок и став взрослым сможет занять достойное место, дать ребёнку возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор. Воспитателю необходимо создать условия для самостоятельной работы детей, для активной мыслительной деятельности, которую он должен стимулировать. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
В ходе работы над проектом воспитателю следует:
Слайд №4,5,6,7 «Будь природе другом» Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности. Например, работая над проектом «Будь природе другом», мы рассматривали с детьми яркие книги – энциклопедии для детей о экзотических насекомых, альбомы с изображением растений, животных, птиц. А наш воспитанник Ломакин Андрей, очень любознательный мальчик, делился с детьми своим рассказом о пауке – скорпионе. В игровом уголке были поставлены игры на экологическую тему, где дети закрепляли полученные знания. Слайд № 8,9,10 «Все профессии важны». А работая над проектом «Все профессии важны», я организовывала сюжетно – ролевые игры: «Мы - моряки», «Больница», «Поездка на автобусе», где дети сами подбирали к играм атрибуты и костюмы, в игровом уголке также были выставлены настольные игры «Профессии», «Подбери и назови»,«Угадай, какая профессия». Дети сами выбирали игры, играли самостоятельно, а когда спрашивали совета, я им с удовольствием помогала. Слайд №11,12,13,14,15 «Мы – наследники победы» Во время проекта «Мы – наследники победы» мы не только играли в игру «Мы - военные», рассматривали книги о войне, рисовали, клеили на военную тему, дети приносили фотографии своих родственников – фронтовиков, военные реликвии, в частности медаль, рассматривали и конечно гордились подвигами своих прадедов. Итогом проекта стало развлечение «Победный май» Каждый из нас, понимает, что система образования не может оставаться неизменной и поэтому мы - педагоги обязаны совершенствовать свое педагогическое мастерство, искать новые подходы к детскому уму и сердцу, стать образцом, примером для подражания, встать на позицию ребенка. «Современному ребенку - современного воспитателя!» - лозунг сегодняшнего дня! Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, заставил нас перейти к новым формам работы с детьми, которые позволили воспитателям нашего детского сада обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Если ранее считалось, что основные образовательные усилия педагога сосредоточены на проведение занятий, то теперь образовательный потенциал признан за всеми видами совместной деятельности педагогов и детей. Слайд №16 «В гостях у пчелки» Хотелось бы отметить, что дети постоянно находятся в игре, для них это образ жизни, поэтому современный воспитатель органично «встраивает» любую деятельность в детскую игру, что делает образовательный эффект более значительным. Игра стала содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с ребёнком. Например, формируя у детей элементарные математические представления, мы отправляемся на полянку к весёлой пчёлке, где дети учатся считать, ориентироваться в пространстве. Слайд №17«Играем в настольный театр». А развивая речь детей, играем в настольный театр, где дети обыгрывают сказку «Теремок», тем самым развивая диалогическую речь. Воспитатели нашего детского сада наполняют повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включают каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствуют реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя образовательную деятельность детей, воспитатель нашего времени развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций. Слайд № 18 «Играем вместе» Важно отметить, что работая по ФГОС, мы стремимся к тому, 1. Чтобы любая детская деятельность (игровая, трудовая, коммуникативная, продуктивная, двигательная, познавательно - исследовательская, музыкально-художественная, чтение) была мотивированной. Мы создаём проблемные ситуации к деятельности, которые становятся частью НОД (занятия),проекта, наблюдения, экскурсии и предоставляем детям выбор нескольких видов деятельности. Мы привыкли к демократическому стилю общения с детьми,советуемся с ними, беседуем по душам на разные темы. Наши дети доверяют взрослым и с удовольствием вместе с ними играют и общаются. 2. Чтобы дети были активными участниками образовательного процесса мы строим ОД таким образом, чтобы большую часть говорили дети, рассуждали по теме, участвовалив художественномтворчестве, опытах, труде. Например, дети нашей группы , очень любят рассуждать, высказывать своё мнение. Вместе с ними мы разбираем различные ситуации, где я подвожу их к мысли «А как ты бы поступил на месте героя?», «А как ты думаешь, что будет дальше?» и т. д. Это помогает детям стать более увереннее в себе, они не боятся публичности, они свободно чувствуют себя в коллективе. 3. Чтобы стимулировать детей к успеху, мы поощряем их, отмечаем с помощью экранов добрых дел, экранов настроения, отмечаем в портфолио, благодарим родителей за хорошее воспитание детей. Эти педагогические приемы хорошо стимулируют детей к совместной образовательной деятельности с педагогами. 4. Современный воспитатель тщательно продумывает содержание развивающей среды по возрастам, постоянно обновляет игровую и наглядную среду в зависимости от темы ОД. При планировании мыпредусматриваемвиды самостоятельной свободной детской деятельности вспециально подготовленной развивающей среде ДОУ, где дети могут закрепить знания, умения, навыки в самостоятельных играх и взаимодействии с окружающей средой. Особое внимание мы уделяем осуществлению образовательной деятельности на основе активного взаимодействия с социумом и семьёй. Слайд №19-28 «Родители» Мы вовлекаем родителей к участию в реализации программы, к созданию условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители наших воспитанников - активные участники образовательного процесса, участники всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не простые наблюдатели. Не могу не сказать о родителях нашей группы «Гномики». Это люди, которые живут жизнью детского сада. Наши родители не только активные, отзывчивые, ответственные, но и очень творческие. Они наши верные, надёжные, добрые помощники во всём и стараются сделать жизнь наших детей ещё ярче, ещё интересней. За это им огромное спасибо!
Слайд №29 «Вместе с Г. М. в р. н. костюмах» Профессию воспитателя можно сравнить с профессией врача. Имеет ли право воспитатель на ошибку? – нет. «Будь осторожен! Не ошибись! Не навреди!» Эти слова мы должны твердить каждый день, каждый час, каждую минут. Ведь воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желанием постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться. Слайд 30 «Спасибо за внимание»
Во время выступления: 8 февраля 2017 в 20:26
Прикреплённые файлы:Документ: Доклад на тему: «Роль воспитателя в создании условий для саморазвития ребёнка в процессе игровой и проектной деятельности» Описание файла:Файл называется: present_lfsb0.pdf Это официальный файл организации «Есина Галина Михайловна воспитатель разновозрастной группы "К" (Гномики) детский сад №9 (корпус №2) город Нижний Ломов», в нём содержится Доклад на тему: «Роль воспитателя в создании условий для саморазвития ребёнка в процессе игровой и проектной деятельности». Размер файла: 8,72 Мегабайт. Скачать файл
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.